Где же все-таки лечиться?
К сожалению, долгие годы наркология в нашей стране считалась “низкой медицинской специальностью”. По целому ряду причин среди врачей бытовало мнение, что, так как наркоманам и алкоголикам всё равно помочь нельзя, то абсолютно неважно, каким образом ему помогать. Работать в наркологию часто приходили врачи самых разных специальностей - от хирургов до стоматологов, не нашедшие себя в профессии, которой учились.
Огромное количество не имеющих достаточной квалификации докторов пришло в платные службы по вызову врача на дом. В большинстве своем это были врачи анестезиологи - реаниматологи.
Мы надеемся, что времена “дикой” наркологии миновали, но ее отголоски по-прежнему живы. Живы потому, что мы, родители, не хотим слушаться голоса разума, по-прежнему доверяем обещаниям “волшебных палочек”, соглашаемся обращаться в подпольные и полуподпольные наркологические клиники, верим в обещания об “исцелении на дому”.
Наркология в нашей стране стала местом для зарабатывания лёгких денег. Никакую другую специальность не окружает такое количество лжи и сплетен. Вдумайтесь, почему во всех газетах так много объявлений о платной помощи наркоманам и алкоголикам на дому и нет никаких объявлений, предлагающих такую же помощь при сердечных заболеваниях, при язве желудка, при сахарном диабете и т.д.
Всё объясняется просто. Лечение наркоманов и алкоголиков до сих пор считается “простым и не пыльным”. Пациенты, абсолютно не разбирающиеся в медицине, платят за это хорошие деньги. Разобраться во всём этом человеку, не имеющему специального образования, просто-напросто невозможно.
Главное следующее: никогда не пытайтесь проводить лечение наркомана на дому.
Во-первых, это создаёт у наркомана потребительское отношение к лечению. Молодой человек начинает представлять себе врача как обслуживающий персонал, услугами которого он может воспользоваться в любой момент.
Во-вторых, надомное лечение практически никогда не бывает высококвалифицированным. Врачи на дому чаще всего используют не те лекарства, которые необходимы, а те, которые могут добыть. Иногда это становится просто опасным.
В-третьих, никакие лекарства не заменяют наркотик и чаще всего в перерывах между приездами врача и капельницами, наркоман всё-таки умудряется уйти из дома, или просто уколоть себе припрятанный где-нибудь в квартире героин.
Многих родителей волнует вопрос выбора между государственными и частными клиниками. Дать на него однозначный ответ практически невозможно. Несколько важных соображений:
Во-первых, коммерческая клиника и клиника подпольная - вещи абсолютно разные. Когда Вы договариваетесь о платном лечении, требуйте предъявления государственной лицензии на соответствующие виды помощи. Помните, что если нет лицензии, Вам будет потом не с кого спросить за отрицательные результаты терапии, за возможные осложнения в ходе лечения.
Помните, никто, кроме Вас самих, не будет нести ответственности за беду, которая может приключиться с Вашим ребенком в результате никем не контролируемого лечения.
Во-вторых, частные клиники в большинстве своем существуют противозаконно. Закон разрешает частным коммерческим организациям только профилактическую и реабилитационную деятельность, но запрещает лекарственное лечение и проведение дезинтоксикации. Поэтому существование любой коммерческой клиники в любой момент может прекратиться, и весь процесс этапного лечения может повиснуть в воздухе.
В-третьих, применяемые методики и препараты в государственных и коммерческих учреждениях примерно одинаковы. И все зависит не от клиники, как юридической единицы, а от компетентности и профессионализма конкретного врача, который будет заниматься Вашим ребенком. В каких клиниках государственных или коммерческих лучше врачи, вопрос, как Вы понимаете, неоднозначный: хорошие врачи есть повсюду, плохие, к сожалению, тоже.
В-четвертых, главным преимуществом коммерческих клиник являются несомненно лучшие условия пребывания больных, чем в государственных клиниках. Практически во всех коммерческих клиниках - маленькие палаты с собственными туалетами, существуют бани и т.д.
Однако необходимо помнить, что наши пациенты - это не больные, страдающие тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, такими как рак, например. Необходимо помнить, что ломка и депрессия - это расплата за попытку получить удовольствие и сбежать от трудностей жизни.
Коммерческие клиники стоят дорого. Насколько нам это известно, цена проведения дезинтоксикации в Москве не опускается ниже 2 тысяч долларов США. Платят за лечение, в основном, родители. Оплачивают они по большей части “санаторные” условия пребывания в больнице.
Каждый раз, когда Вы решаетесь оплатить лечение в коммерческой клинике, задумайтесь, заслужил ли Ваш ребенок лечение в санаторных условиях. Учтите, если подростку-наркоману понравится лечиться таким образом, то он может начать ходить по кругу. То есть через некоторое время он продолжит принимать наркотик, и вскоре снова появится у Вас с раскаянием и, признаваясь в срыве, будет выпрашивать очередных денег на коммерческое лечение.
Обычно в таких ситуациях родителям нужно допускать только одну попытку платного лечения. Если после нее возникает рецидив приема наркотиков, то ни в коем случае нельзя соглашаться на повторное платное лечение, не поддаваясь ни на какой шантаж и слезы. В случае рецидива Ваш ребенок должен самостоятельно собрать необходимые документы и обратиться на лечение в государственную клинику или диспансер. Единственное, чем Вы можете ему помочь в этой ситуации, так это рекомендовать конкретное лечебное учреждение или конкретного врача.
В-пятых, государственные наркологические клиники постепенно начинают работать совместно с системой добровольного медицинского страхования и организовывают у себя систему платной медицинской помощи. Стоит эта помощь по крайней мере в два-три раза дешевле, чем в коммерческой клинике, но также гарантирует анонимность и использует те же самые методики лечения, что и коммерческие стационары. Возможно, такой вариант лечения послужит той самой золотой серединой в выборе между коммерческой или государственной клиникой.
В-шестых, советуем искать не клинику, а врача, который относится к своей работе неформально и который сможет наладить контакт с Вами и Вашим ребенком. В какой клинике работает этот доктор - для Вас никакого значения иметь не должно.
В-седьмых, в государственных лечебных учреждениях сегодня дела обстоят не очень хорошо. Проблема заключается в том, что финансируются они из рук вон плохо. Государство до сих пор не хочет понимать, с какой страшной бедой оно столкнулось. Весь лечебный процесс держится на энтузиазме и выбивании средств на лекарства из медицинских начальников как врачами, так и администрацией государственных наркологических учреждений.
Помните, государственной наркологической службе сегодня необходима Ваша помощь. Если Вам помогли в государственном наркологическом учреждении, не бойтесь выражать благодарность, не бойтесь обращаться к правительству регионов с письменными напоминаниями о жизненной необходимости развития государственной наркологической службы.
В-восьмых, если Вы обратились в государственную больницу, то старайтесь, чтобы Ваш сын лечился не в специализированном отделении для лечения больных наркоманией, а в отделении, где основную массу больных составляют больные хроническим алкоголизмом.
Дело в том, что в отделениях для наркоманов одновременно проходят лечение около 50 пациентов, употребляющих наркотики. Эти люди имеют самый разный стаж приема наркотиков и, что самое главное, обратились в больницу по самым разным мотивам.
Далеко не все пациенты, даже добровольно, приходят именно лечиться от наркомании. Многие спасаются в больнице от тюрьмы. Часть больные, уже отвергнутые родителями и близкими, просто приходит провести в больнице зиму, чтобы не ночевать в притонах. Кто-то обращается за помощью с целью “сбить дозу”, ставшую непереносимо высокой, даже с точки зрения самого наркомана, и… продолжать употребление наркотического вещества.
К сожалению, государственная наркологическая служба плоха тем, что она не имеет права никому отказать в помощи.
В результате даже самые лучшие отделения для лечения наркоманов в государственных больницах без вины врачей превращаются в “школы жизни” для впервые поступивших лечиться подростков. В этих “школах”, как Вы понимаете, учат не самым нужным наукам, а наркотические связи расширяются и множатся.
В отделениях, которые занимаются лечением больных алкоголизмом, врачи-практики имеют возможность заниматься лечением только двух-трех наркоманов одновременно. В результате у врачей больше возможностей проявлять по отношению к ним профессиональное внимание (а внимания наши пациенты требуют невероятно большого), и даже их общение друг с другом удается использовать на пользу психотерапевтическому процессу.
Что же касается больных алкоголизмом, то замечено, что они принадлежат, в основном, к старшему поколению и склонны брать на себя своеобразную опеку над пациентами-наркоманами. Во время общения в отделении они даже без специальных просьб врачей, рассказывают им о том, “какой ужас эти наркотики”.
В случае обращения в государственную наркологическую службу всех родителей волнует вопрос постановки ребенка на наркологический учет.