"Хотела бы я знать, что хуже: быть похищенной и сто раз изнасилованной неграми-пиратами, лишиться половины зада, пройти сквозь строй у болгар, быть высеченным и повешенным во время аутодафе, быть разрезанным, грести на галерах, - словом испытать все те несчастья, через которые мы все прошли... - или прозябать здесь, ничего не делая?" - интересуется у своей подруги-ханжи, отрицательно относящейся к съемкам в фильме для взрослых, Никки, героиня "Порно" Ирвина Уэлша. Никки цитирует вольтеровского "Кандида", в котором великий просветитель издевался над оптимистическим афоризмом "все к лучшему в этом лучшем из миров". Сказавший это не бывал в эдинбургском "Пабе радости", в котором персонажи "Порно" это самое порно и снимают. Здесь нет места песням невинности и розовым снам - посетители этого паба всего лишь по мере сил возделывают свой сад. Даже если это не райский сад, а рассадник разврата.
"Порно" - продолжение супермодного романа Уэлша "На игле". Появляются новые герои, но костяк остался прежним - Рентон, Псих, Мерфи, Фрэнк Бегби (изменились, правда, имена героев - "Порно" переводили другие люди и разобраться, кто есть кто, с самого начала не так уж и просто). Бегби, отсидев в тюрьме, выходит на волю, чтобы избивать всех, кто попадется под руку -любовника его бабы, свою бывшую супругу, случайного посетителя бара, в котором он опознает опасного маньяка. Но главная цель Бегби - это укравший его деньги Рентон, которого он мечтает разорвать на куски. Псих занимается бизнесом -подрабатывает в ночном клубе в Лондоне, приторговывает наркотиками, перестраивает полученное в наследство питейное заведение, вместе с интеллектуалами с факультета киноведения организует съемки порнофильма "Семь раз для семи братьев" (издевательский парафраз названия знаменитого мьюзикла "Семь невест для семи братьев"). Но мечтает он лишь об одном - набить морду Рентону, укравшему его деньги. Тихоня Мерфи разрывается между привязанностью к наркотикам и любовью к жене и ребенку - он то кидается в библиотеку, решив стать историком своего поколения, то уходит в очередной загул. От Рентона ему ничего не надо - старый друг тишком давно уже возвратил ему украденные деньги. Кинувший в финале "На игле" своих лучших друзей Рентон тем временем в ус не дует, ведет жизнь подпольного миллионера, волочится за красотками в Амстердаме и не подозревает о том, что вскоре прошлое решит потрогать его за вымя.
"Порно" - вещь заводная, смешная, в меру отвратительная - ничем не хуже предыдущего романа о похождениях шотландских подонков: травить бытовые анекдоты автор не разучился, да и основной сюжет доводит до в меру неожиданной концовки с прежним мастерством. "На игле" и "Порно" отражают два разных мира, разделенных почти что десятью годами. Начало 90-х в "На игле" - это плавильный котел, из которого может выйти все, что угодно - если только герои разберутся, сами ли они совершают свой жизненный выбор, или за них делает это герыч. Начало 21 века в "Порно" - это время, когда угар молодости уже прошел, все апельсины уже заведены, выбор сделан и остается лишь понять, кто в результате этого выиграл, а кто проиграл. Этот вопрос певец шотландских трущоб решает в духе виднейших представителей классической литературы -выигрывает в этой жизни тот, кто живет хоть по каким-то понятиям. А проигравшим остается существовать по законам порнографического жанра: либо тебя имеют все, либо ты всех имеешь - как уж решит монтажер картины. Sweet dreams, как пела Энни Леннокс, are made of this.