Антон Долин
13 ч. назад возле Москва
Терпеть не могу, когда кто-то стыдится (или гордится, один черт) тем, что он русский. Но одно дело теория, другое практика. Сегодня было стыдно, и совершенно не получилось это острое чувство преодолеть.
Нет, я не о чьих-то политических действиях или заявлениях, а всего лишь о спектакле балетной труппы L.A. Dance Project из США, выступавшей в рамках «Золотой маски» в Театре Наций.
Позвольте посвящу вас в детали. Три одноактных балета, первый и третий – среднестатистический контемпорари-мейнстрим, принятый благосклонно. Но вот второй, ради которого и стоило всё это смотреть, далеко не средний: Winterbranch (великого) Мерса Каннингема, классический и не виденный в России балет 1964 года. Длиной 20 – прописью, «двадцать» - минут. Зрелище, факт, специфическое: на сцене почти полная тьма, освещенная фонариками и тусклыми прожекторами, все танцоры в темных трико. Музыки первые минут десять нет вообще, потом начинается громкий скрежет. Но, с другой стороны, вещь дико своеобразная, яркая, ни на что не похожая, и уж точно не скучная. Ну, не об этом речь. Речь о публике.
Минуты две спустя, пока симпатичная девушка в тишине выделывала на сцене какие-то па, с балкона раздались громкие аплодисменты. Те, кто не хлопал, дружно заржали. Это был первый сигнал. Начался Исход – разумеется, демонстративный. Топоча каблуками, неторопливо идя по темным проходам, при этом неодобрительно мотая головами и о чем-то переговариваясь друг с другом, люди текли из зала непрекращающимся потоком. Некоторые громко говорили: «Безобразие!» (замечу, безобразия на сцене не было – ни голых тел, ни оскорбления священных символов). Сидевшие в стремительно пустевшем зале тоже не теряли времени зря. Одни пытались «захлопать» американцев – которые, отдадим им должное, невозмутимо продолжали делать свое черное дело. Другие обсуждали в голос увиденное. Третьи включили в темноте айфоны и с кем-то разговаривали или переписывались.
Честно, я в театр хожу редко, но не так уж редко. Подобного не видел никогда. Люди не могли… извините, НЕ ЖЕЛАЛИ терпеть эти двадцать минут. Причем надо, наверное, иметь в виду, что в зале сидели не случайные гастарбайтеры, которым билеты подарил начальник на стройке. Там был бомонд, наверняка знавший, что такое «Золотая маска», современный танец и Мерс Каннингем.
И хотя вы скажете, что аннексия Крыма здесь ни при чем, позвольте мне чуточку личной паранойи. Нет, она очень даже при чем. Еще три месяца назад ни одна гастроль не могла быть встречена так. Уходящие из зала зрители, по меньшей мере, уходили бы на цыпочках и чувствовали себя неудобно. Но не сейчас. Сейчас они были горды тем, что достойно ответили пиндосам на их пиндостанские штучки. Они показали, что у них есть своя культура, свой вкус, своя шкала ценностей. А чужого им не надо.
Пока я мучительно краснел в темноте, в голову пришла непрошеная мысль. Уровень цивилизованности можно измерять отношением в обществе к авангарду. Его потребителей ничтожно мало везде – и во Франции, и в Штатах, и в Камбодже или Тунисе. Но в некоторых странах он процветает, а в других чахнет, не успев прорасти. Почему?
Там, где есть цивилизация, люди в принципе способны абстрактно мыслить и слышать\видеть\понимать в дисгармоничной музыке, нефигуративной живописи, современном театре что-то своё, приятное или отвратительное, но интересное. Что еще важнее, остальные люди (95% людей) способны признавать за меньшинством право заниматься или наслаждаться любой непонятной херней, считая ее искусством.
И только в странах диких все еще идут споры о правильном и неправильном искусстве, а Никасы Сафроновы публично клеймят Шагала с Малевичем как бездарных самозванцев (5% загнанных в подполье любителей авангарда при этом умиленно хихикает, остальные 95% одобрительно кивают головами).
Короче, было мерзко, а будет, полагаю, еще мерзее. Всех расстрелять, город сжечь.