Президент РФ: симуляция милосердия
Президент РФ внес в Государственную Думу проект постановления «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне». В очередной раз амнистия преподносится обществу как широкая, что действительности, то есть тексту президентского проекта, не соответствует.
Такая амнистия вновь разбивает ожидания заключенных и их семей, а это миллионы людей. История с амнистией проходит по уже устоявшемуся за полтора десятилетия ритуалу. Задолго до появления президентского проекта в Думу вносятся проекты ЛДПР, Справедливой России, КПРФ, предлагающих массовую, а ЛДПР чуть ли не всеобщую амнистию. Ни один из этих проектов никогда всерьез Думой не рассматривается и не принимается, но создает репутацию «оппозиционным» фракциям. При этом они, а фракция Жириновского в особенности, одновременно с заведомо непроходными демонстрациями милосердия активно трудятся в направлении ужесточения УК, пачками внося репрессивные законопроекты, в том числе об увеличении сроков лишения свободы. И такие законопроекты, в отличие от амнистий, иногда принимаются.
По подсчетам ФСИН нынешняя амнистия затронет около 60 000 реально сидящих людей, то есть примерно 10 % заключенных. Казалось бы, это гораздо больше, чем по предыдущим амнистиям. Но подавляющая часть этих 60 000 — это осужденные, «неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года», то есть уже практически отсидевшие — и те, которым осталось несколько месяцев, и те, которым осталось два дня (чей срок кончается в период с начала мая до начала ноября этого года). Большая их часть, отсидевшие уже несколько лет, предпочли бы отсидеть оставшиеся месяц-другой, хорошо понимая, что те, к кому была применена амнистия, практически не смогут при следующей «отсидке» воспользоваться УДО. Рецидив же среди лишенных свободы составляет примерно 27%, то есть более четверти отпущенных на свободу возвращаются в зону. Это уже не амнистия, а некое коллективное УДО для льготных категорий.
Но ни тех, кому осталось менее года, ни льготные категории (несовершеннолетние, женщины, пожилые, герои гражданских войн, а также выполнявшие «воинский либо служебный долг» в «странах, где велись боевые действия», и т. п.) амнистия не затронет, если они осуждены за убийство, тяжкие телесные повреждения, сексуальные преступления, квартирные кражи и кражи на сумму свыше 250 000 рублей, большинство видов мошенничества и грабежа, за разбой, за наркотики и за множество других преступлений.
Кого же отпустят после всех вычетов?
Подлежат освобождению осужденные льготных категорий за преступления небольшой и средней тяжести, при этом осужденные впервые. Те же льготные категории, но имеющие срок свыше 5 лет, получают сокращение наказания на треть, а свыше 10 лет — на четверть, независимо от того, судимы они ранее, или нет. Но это относится только к «спецсубъектам». Простые осужденные за умышленные преступления мужчины, не являющиеся ни героями, ни ликвидаторами и не харкающие кровью получают по амнистии только одно — освобождение от наказания, если оставшийся срок на ноябрь 2015 года составляет менее года. Но это если они осуждены по «проходным» статьям. А таких статей, если брать реально применяемые, немного. Ну и еще осужденные «неосторожники»: они либо освобождаются, либо получают сокращение на треть.
Из распространенных преступлений последние год или месяцы срока скинут некоторым осужденным за кражи (в основном по части второй статьи 158) и за другие преступления против собственности, осужденным за хулиганство и нанесение увечий средней тяжести. В целом освобождается совсем немного людей.
За преступления небольшой тяжести ранее не судимых сажают крайне редко, им назначают наказания, не связанные с лишением свободы. За среднюю тяжесть сажают чаще, но и по средней тяжести большинство осужденных ранее судимы. Из 677 200 отбывавших наказание на 1 января 2014 года 359 100 ранее отбывало наказание в виде лишения свободы. За преступления средней тяжести отбывает наказание 62 500 человек. Каков из них процент впервые осужденных — данных в открытом доступе нет. Они освобождению не подлежат, даже если относятся к льготным категориям и вмененное им не относится к списку «запрещенных статей». Но ранее судимым по проходным статьям льготникам срок сокращается.
Число осужденных за наркотики продолжает расти. Но их-то амнистия обходит стороной. Амнистируются только часть осужденных по части первой статьи 228 за приобретение и хранение в значительном размере без цели сбыта (это преступление небольшой тяжести, привлеченных за него впервые сажают редко), по статье 228.2 за нарушение правил законного оборота (никто не сидит), по статье 228.3 и части первой статьи 228.4 о прекурсорах (тоже практически не применяется), по части первой статьи 230 за склонение к употреблению без отягчающих признаков (применяется редко), по части первой статьи 231 за культивирование (выращивание) наркосодержащих растений (преступление небольшой тяжести, лишение свободы бывает в исключительных случаях), по статье 233 за незаконную выдачу или подделку рецептов (небольшая тяжесть) и по частям первой, второй и четвертой статьи 234 за сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ кроме совершенного в крупном размере (по части второй, до 5 лет — несколько десятков осужденных к реальному лишению свободы, больше дел по части третьей, но она не подпадает).
Мало кого освобождая из мест заключения, амнистия, как это было и раньше, освобождает от дополнительных видов наказаний, за исключением лишения водительских прав. А также - условно освобожденных, условно осужденных и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Но и это имеет отношение только к осужденным по «проходным» статьям.
У всех, к кому применена амнистия, судимость снимается.
Амнистируют тех, кто и так на свободе, тех, для кого наказание играло скорее профилактическую роль, но только не тех, кто погибает в колониях буквально за понюшку табаку — за приобретенные как легальные несколько грамм курительной смеси.
Установилась порочная традиция внесения проекта амнистии президентом и принятия исключительно президентского варианта. Это сомнительная практика. По Конституции амнистию объявляет Государственная Дума. Проекты федеральных законов вносятся в числе прочих субъектов права законодательной инициативы, и президентом. Он их и подписывает. Или налагает вето. Постановление об амнистии — единственный нормативный акт, принимаемый Думой окончательно, не требующий ни одобрения Советом Федерации, ни подписания президентом. Конечно, обратись кто в Конституционный Суд, там нашли бы тысячу доводов «за президента» - он и глава государства, и гарант и т. п. Но, похоже, навязывая Думе свой проект, президент вмешивается не в свое дело. Хотя что тут говорить, если фракции, предложившие свои концептуально иные проекты амнистии, единодушно голосуют за президентскую пустышку...
Лев Левинсон
(с) hand-help.ru
С текстами президентских проектов постановлений Госдумы № 765403-6 "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов" и № 765411-6 "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов" можно ознакомиться
здесь и
здесь.