Про нарколиберализм от ФСКН
В начале этой недели в ряде российских СМИ появилось сообщение о том, что, выступая на конференции в Екатеринбурге, директор ФСКН Иванов предложил ввести более четкую классификацию преступлений, связанных с оборотом наркотиков, чтобы предусмотреть разную степень ответственности для «обычных наркоманов» и «наркобаронов.»
Вот цитаты из его речи:
«Имеется в виду более четкая дифференциация степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта, их розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт в организованных формах».
«То есть все свалено в одну правовую кучу. По сути, законодательно установлено, что хранящий без цели сбыта, то есть для личного потребления, 2,5 грамма героина наркоман Сидоров приравнивается по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону Пабло Эскобару».
Подробнее о его выступлении на эту тему можно прочитать под спойлером.
Мы конечно были несказанно удивлены таким речам директора службы, которая с момента своего создания последовательно внедряет в стране политику нулевой толерантности по отношению к потребителям наркотиков. Что бы попытаться понять в чем тут дело, мы решили обратиться за комментарием к юристу, эксперту ресурса hand-help.ru Арсению Левинсону.
Арсений Левинсон: действительно, большинство осуждённых за наркотики сидят за хранение и другие действия, не связанные со сбытом. Тяжким считается преступление предусмотренное частью 2 статьи 228 УК, которое влечёт от 3 до 10 лет лишения свободы за хранение и приобретение наркотиков в крупном размере. И проблема даже не в статье, а в том, какой размер признаётся крупным — для героина это 2,5 грамма, для спайсов это 0,25 грамма. При этом спайсы продаются в смесях не меньше 1 грамма и поэтому любое приобретение курительной смеси, даже покурить один раз, — тяжкое преступление.
Менять надо именно размеры наркотиков, таким образом выводить менее опасные действия из под тяжкой статьи. Надо увеличивать значительный и крупный размер для всех наркотиков в 10 раз, а для курительных смесей — в 100 раз. Это будет реальной дифференциацией ответственности за наркотики и решит обозначенную проблему.
Директор ФСКН кивает на МВД, мол это они не тем чем надо занимаются. Это правда. Но и сама наркополиция, которая создавалась для борьбы с системным наркобизнесом, занимается охотой на больных наркоманией и эпизодически употребляющих, привлекая их за употребление и хранение наркотиков в незначительных размерах. А потом с ними устраивают провокации сбыта, часто у таких же потребителей наркотиков, которые делятся «дозой». Или борются с пропагандой наркотиков — привлекая лавочников за продажу футболок, ремней и трусов с изображениями листьев конопли.
Так что, если уж не ликвидировать нарклполицию, то надо хотя бы законодательно ограничить их полномочия, исключив из их подведомственности все дела, кроме особо тяжких преступлений.
А вот, что думает по этому поводу Аня Саранг, руководитель нашего Фонда:
Аня Саранг: недавно перед ФСКН стояла угроза расформирования службы, их полномочия собирались передать МВД. В действительности, в правоохранительной деятельности и той и другой организации особой разницы нет — их деятельность направлена на то, чтобы набивать «палки» на наркоманах. То есть с помощью провокаций, закупщиков, находящихся на пайке у правоохранительных органов, возбуждать новые и новые дела по наркотикам. Призывая дифференцировать степень тяжести преступлений по хранению, Иванов (не принимая во внимание мотивы) в принципе мыслит в правильном направлении — надо снижать заинтересованность правоохранительных органов (и ФСКН и МВД) в количественной отработке наркозависимых для раскрытия «тяжких» преступлений. В принципе, во всем цивилизованном мире существует тенденция к тому, чтобы полностью декриминализовывать хранение наркотиков и страны, и страны, предпринявшие такие меры (Португалия, Чехия итд) уже добились существенных улучшений в сфере общественного здравоохранения — снижение эпидемии ВИЧ, передозировок, улучшение сервисов для наркозависимых и т.д.
Однако, предлагая такие меры, ФСКН, грубо говоря, пилят сук, на котором сидят, ибо как и МВД, ничего другого, как отлавливать рядовых наркоманов, их службы делать не умеют. С другой стороны, сама по себе статья хранение достаточно редко используется — чаще всего вместо хранения людям и так вменяют сбыт, с помощью тех же провокаций, так что без хлеба сотрудники ни той ни другой службы не останутся.
(с) ФАР
В начале этой недели в ряде российских СМИ появилось сообщение о том, что, выступая на конференции в Екатеринбурге, директор ФСКН Иванов предложил ввести более четкую классификацию преступлений, связанных с оборотом наркотиков, чтобы предусмотреть разную степень ответственности для «обычных наркоманов» и «наркобаронов.»
Вот цитаты из его речи:
«Имеется в виду более четкая дифференциация степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта, их розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт в организованных формах».
«То есть все свалено в одну правовую кучу. По сути, законодательно установлено, что хранящий без цели сбыта, то есть для личного потребления, 2,5 грамма героина наркоман Сидоров приравнивается по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону Пабло Эскобару».
Подробнее о его выступлении на эту тему можно прочитать под спойлером.
ФСКН предлагает отличать "баронов" от обычных наркоманов
По подсчетам главы ФСКН Виктора Иванова, перенаправление наркоманов на реабилитацию, даст России десятикратную экономию средств налогоплательщиков.
Глава Федеральной службы по наркоконтролю Виктор Иванов предложил ввести более четкую классификацию преступлений, связанных с оборотом наркотиков, чтобы предусмотреть разную степень ответственности для "обычных наркоманов" и "наркобаронов."
"Имеется в виду более четкая дифференциация степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта, их розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт в организованных формах", - сказал Виктор Иванов на конференции в Екатеринбурге.
По его словам, в настоящее время все эти преступления находятся в одной категории - тяжкие или особо тяжкие.
"То есть все свалено в одну правовую кучу. По сути, законодательно установлено, что хранящий без цели сбыта, то есть для личного потребления, 2,5 грамма героина наркоман Сидоров приравнивается по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону Пабло Эскобару", - пояснил Иванов.
Иванов считает, что действующее законодательство весьма комфортно только "для палочной отчетности и парадной статистики" министерства внутренних дел, которое отчитывается о 64% расследуемых преступлений по наркотикам.
"Это дезориентирует и вводит в заблуждение общество и руководство страны, поскольку из 83 тысяч лиц, привлеченных МВД к ответственности, - 70 тысяч (или 85%) - это обычные наркоманы, хранившие при себе одну-две дозы для личного потребления без цели сбыта. Сбыт - это действительно тяжкие и особо тяжкие преступления. Но хранение без цели сбыта не имеет той степени общественной опасности, чтобы относить его к тяжким и, тем более, особо тяжким преступлениям, как сегодня это фиксируется в статистике", - полагает глава ФСКН.
Несколько лет назад СМИ писали о деле Маргариты Чарыковой, которая была арестована за хранение и употребление психотропных препаратов. По данным защиты, девушка, которая с детства страдает тяжелым заболеванием, принимала наркотики, чтобы справиться с сильными болями после многочисленных операций. В сентябре 2013 года Тимирязевский районный суд Москвы приговорил ее к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы условно.
"Это, безусловно, либерализация. Сегодня мы имеем половину тюремного населения, сидящего за дела так или иначе связанные с наркотиками. Треть сидит просто за хранение и сбыт. При этом самая жесткая уголовная политика приходится именно на дела о сбыте, которые чаще всего даже и не сбыт, а лишь покушение. Люди за граммы наркотика получают 10-15 лет колонии", - сказал bbcrussian.com глава межрегиональной ассоциации правозащитных организаций "Агора" Павел Чиков.
При этом, по словам Чикова, сидящих за хранение в общей массе не так много.
"Гораздо эффективнее было бы отказаться от практики судить за виртуальную конструкцию "покушение на сбыт", насколько я знаю, за это в других странах не судят", - полагает председатель "Агоры".
Лечение вместо тюрьмы
Виктор Иванов также предложил разрешить судам на стадии предварительного расследования приостанавливать уголовное преследование наркоманов, если они готовы лечиться.
"По имеющимся расчетам, это позволит кардинально сократить уличную преступность, 80% которой - это преступления наркоманов с целью добыть средства на очередную дозу", - заявил Иванов.
По подсчетам главы ФСКН, перенаправление наркоманов на реабилитацию даст России десятикратную экономию средств налогоплательщиков.
"Суммарные бюджетные затраты силовых структур, следствия, судов и пенитенциарной системы на привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей и содержание их в местах лишения свободы - это 100 тысяч наркоманов ежегодно - составляет 96 млрд рублей ежегодно", - сообщил глава ведомства.
По данным ФСКН, к уголовной и административной ответственности в России ежегодно привлекаются порядка 200 тысяч наркоманов. Всего же, по официальным данным, в России насчитывается 8 миллионов наркоманов.
Несмотря на либеральный характер инициатив руководства ФСКН, по словам Павла Чикова, предложения Иванова не имеют "ничего общего с системными проблемами наркополитики России сегодня".
"Вопрос в том, почему либерализация наркополитики нужна властям. Думаю, всё, что сейчас говорит на публику руководство ФСКН, призвано убедить лиц, принимающих решения, отказаться от идеи его ликвидировать. Иванов, безусловно, пытается доказать свою нужность", - полагает юрист.
В конце января в прессе появились сообщения со ссылкой на источники во власти о том, что в Кремле и силовых структурах обсуждается вопрос о ликвидации ФСКН и ФМС как самостоятельных структур и вхождение их в состав МВД. Однако Виктор Иванов тогда опроверг слухи о скором упразднении ФСКН.
(с) bbc.co.uk
По подсчетам главы ФСКН Виктора Иванова, перенаправление наркоманов на реабилитацию, даст России десятикратную экономию средств налогоплательщиков.
Глава Федеральной службы по наркоконтролю Виктор Иванов предложил ввести более четкую классификацию преступлений, связанных с оборотом наркотиков, чтобы предусмотреть разную степень ответственности для "обычных наркоманов" и "наркобаронов."
"Имеется в виду более четкая дифференциация степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта, их розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт в организованных формах", - сказал Виктор Иванов на конференции в Екатеринбурге.
По его словам, в настоящее время все эти преступления находятся в одной категории - тяжкие или особо тяжкие.
"То есть все свалено в одну правовую кучу. По сути, законодательно установлено, что хранящий без цели сбыта, то есть для личного потребления, 2,5 грамма героина наркоман Сидоров приравнивается по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону Пабло Эскобару", - пояснил Иванов.
Иванов считает, что действующее законодательство весьма комфортно только "для палочной отчетности и парадной статистики" министерства внутренних дел, которое отчитывается о 64% расследуемых преступлений по наркотикам.
"Это дезориентирует и вводит в заблуждение общество и руководство страны, поскольку из 83 тысяч лиц, привлеченных МВД к ответственности, - 70 тысяч (или 85%) - это обычные наркоманы, хранившие при себе одну-две дозы для личного потребления без цели сбыта. Сбыт - это действительно тяжкие и особо тяжкие преступления. Но хранение без цели сбыта не имеет той степени общественной опасности, чтобы относить его к тяжким и, тем более, особо тяжким преступлениям, как сегодня это фиксируется в статистике", - полагает глава ФСКН.
Несколько лет назад СМИ писали о деле Маргариты Чарыковой, которая была арестована за хранение и употребление психотропных препаратов. По данным защиты, девушка, которая с детства страдает тяжелым заболеванием, принимала наркотики, чтобы справиться с сильными болями после многочисленных операций. В сентябре 2013 года Тимирязевский районный суд Москвы приговорил ее к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы условно.
"Это, безусловно, либерализация. Сегодня мы имеем половину тюремного населения, сидящего за дела так или иначе связанные с наркотиками. Треть сидит просто за хранение и сбыт. При этом самая жесткая уголовная политика приходится именно на дела о сбыте, которые чаще всего даже и не сбыт, а лишь покушение. Люди за граммы наркотика получают 10-15 лет колонии", - сказал bbcrussian.com глава межрегиональной ассоциации правозащитных организаций "Агора" Павел Чиков.
При этом, по словам Чикова, сидящих за хранение в общей массе не так много.
"Гораздо эффективнее было бы отказаться от практики судить за виртуальную конструкцию "покушение на сбыт", насколько я знаю, за это в других странах не судят", - полагает председатель "Агоры".
Лечение вместо тюрьмы
Виктор Иванов также предложил разрешить судам на стадии предварительного расследования приостанавливать уголовное преследование наркоманов, если они готовы лечиться.
"По имеющимся расчетам, это позволит кардинально сократить уличную преступность, 80% которой - это преступления наркоманов с целью добыть средства на очередную дозу", - заявил Иванов.
По подсчетам главы ФСКН, перенаправление наркоманов на реабилитацию даст России десятикратную экономию средств налогоплательщиков.
"Суммарные бюджетные затраты силовых структур, следствия, судов и пенитенциарной системы на привлечение к уголовной ответственности наркопотребителей и содержание их в местах лишения свободы - это 100 тысяч наркоманов ежегодно - составляет 96 млрд рублей ежегодно", - сообщил глава ведомства.
По данным ФСКН, к уголовной и административной ответственности в России ежегодно привлекаются порядка 200 тысяч наркоманов. Всего же, по официальным данным, в России насчитывается 8 миллионов наркоманов.
Несмотря на либеральный характер инициатив руководства ФСКН, по словам Павла Чикова, предложения Иванова не имеют "ничего общего с системными проблемами наркополитики России сегодня".
"Вопрос в том, почему либерализация наркополитики нужна властям. Думаю, всё, что сейчас говорит на публику руководство ФСКН, призвано убедить лиц, принимающих решения, отказаться от идеи его ликвидировать. Иванов, безусловно, пытается доказать свою нужность", - полагает юрист.
В конце января в прессе появились сообщения со ссылкой на источники во власти о том, что в Кремле и силовых структурах обсуждается вопрос о ликвидации ФСКН и ФМС как самостоятельных структур и вхождение их в состав МВД. Однако Виктор Иванов тогда опроверг слухи о скором упразднении ФСКН.
(с) bbc.co.uk
Мы конечно были несказанно удивлены таким речам директора службы, которая с момента своего создания последовательно внедряет в стране политику нулевой толерантности по отношению к потребителям наркотиков. Что бы попытаться понять в чем тут дело, мы решили обратиться за комментарием к юристу, эксперту ресурса hand-help.ru Арсению Левинсону.
Арсений Левинсон: действительно, большинство осуждённых за наркотики сидят за хранение и другие действия, не связанные со сбытом. Тяжким считается преступление предусмотренное частью 2 статьи 228 УК, которое влечёт от 3 до 10 лет лишения свободы за хранение и приобретение наркотиков в крупном размере. И проблема даже не в статье, а в том, какой размер признаётся крупным — для героина это 2,5 грамма, для спайсов это 0,25 грамма. При этом спайсы продаются в смесях не меньше 1 грамма и поэтому любое приобретение курительной смеси, даже покурить один раз, — тяжкое преступление.
Менять надо именно размеры наркотиков, таким образом выводить менее опасные действия из под тяжкой статьи. Надо увеличивать значительный и крупный размер для всех наркотиков в 10 раз, а для курительных смесей — в 100 раз. Это будет реальной дифференциацией ответственности за наркотики и решит обозначенную проблему.
Директор ФСКН кивает на МВД, мол это они не тем чем надо занимаются. Это правда. Но и сама наркополиция, которая создавалась для борьбы с системным наркобизнесом, занимается охотой на больных наркоманией и эпизодически употребляющих, привлекая их за употребление и хранение наркотиков в незначительных размерах. А потом с ними устраивают провокации сбыта, часто у таких же потребителей наркотиков, которые делятся «дозой». Или борются с пропагандой наркотиков — привлекая лавочников за продажу футболок, ремней и трусов с изображениями листьев конопли.
Так что, если уж не ликвидировать нарклполицию, то надо хотя бы законодательно ограничить их полномочия, исключив из их подведомственности все дела, кроме особо тяжких преступлений.
А вот, что думает по этому поводу Аня Саранг, руководитель нашего Фонда:
Аня Саранг: недавно перед ФСКН стояла угроза расформирования службы, их полномочия собирались передать МВД. В действительности, в правоохранительной деятельности и той и другой организации особой разницы нет — их деятельность направлена на то, чтобы набивать «палки» на наркоманах. То есть с помощью провокаций, закупщиков, находящихся на пайке у правоохранительных органов, возбуждать новые и новые дела по наркотикам. Призывая дифференцировать степень тяжести преступлений по хранению, Иванов (не принимая во внимание мотивы) в принципе мыслит в правильном направлении — надо снижать заинтересованность правоохранительных органов (и ФСКН и МВД) в количественной отработке наркозависимых для раскрытия «тяжких» преступлений. В принципе, во всем цивилизованном мире существует тенденция к тому, чтобы полностью декриминализовывать хранение наркотиков и страны, и страны, предпринявшие такие меры (Португалия, Чехия итд) уже добились существенных улучшений в сфере общественного здравоохранения — снижение эпидемии ВИЧ, передозировок, улучшение сервисов для наркозависимых и т.д.
Однако, предлагая такие меры, ФСКН, грубо говоря, пилят сук, на котором сидят, ибо как и МВД, ничего другого, как отлавливать рядовых наркоманов, их службы делать не умеют. С другой стороны, сама по себе статья хранение достаточно редко используется — чаще всего вместо хранения людям и так вменяют сбыт, с помощью тех же провокаций, так что без хлеба сотрудники ни той ни другой службы не останутся.
(с) ФАР