СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….……………....3
Глава 1. Особенности преступлений, совершаемых с использованием почтовой связи. Некоторые приемы, используемые фигурантами…………………………………………………………………………4
Глава 2. Организация проведения контролируемой поставки почтовых отправлений…………………………………………………………………………..9
§ 1. Правовая основа проведения контролируемой поставки наркотиков .…9
§ 2. Тактика и методика проведения международных контролируемых поставок наркотиков по почтовым отправлениям ……………………..................11
§ 3. Организация взаимодействия………………………………........................18
§ 4. Использование технических средств………………………………….…..19
Глава 3. Проблемы правового и организационного характера, пути их решения……………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………….........23
Введение
На протяжении ряда лет мировым правоохранительным сообществом отмечается тенденция использования наркогруппировками каналов международной почтовой связи для организации контрабандных поставок наркотиков.
По данным Интерпола, в мире ежегодно в почтовых отправлениях изымается свыше 1000 кг наркотических средств и психотропных веществ. Эта проблема актуальна и для Российской Федерации. Правоохранительные органы России на почтовых каналах все чаще организуют и проводят международные контролируемые поставки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Учитывая колоссальный объем почтовой корреспонденции, поступающей в Россию из наркоопасных регионов, досмотровые возможности, имеющиеся в распоряжении российских правоохранительных органов, представляются недостаточными[2].
Наиболее серьезной представляется ситуация с контрабандой кокаина из государств Латинской Америки, гашиша и марихуаны из Испании и Индии, героина из Центральной Азии, синтетических наркотиков, в том числе стимуляторов амфетаминового ряда из Нидерландов, Германии, государств Балтии, синтетических каннабиноидов из Китая. В этой связи МВД России во взаимодействии с ФТС и ФСБ России, а также зарубежными правоохранительными органами проводится целенаправленная работа по перекрытию каналов контрабанды наркотиков с сокрытием в почтовых отправлениях.
Самым эффективным и результативным методом не только перекрытия контрабандного канала, но и выявления и привлечения к уголовной ответственности всех участников организовавшей его наркогруппировки является проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, включающих в себя контролируемую поставку.
За последние время МВД России выступило инициатором более 20 специальных операций, целью которых являлось проведение международных контролируемых поставок наркотиков, следующих по каналам международной почтовой связи.
_____________________________________________________
[2] Шипилов К.В. Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение почтовой контрабанды наркотиков. Проблемы и пути их решения // М. Бюллетень «Оперативно-розыскная работа», № 4. 2007 г.
Глава 1.Особенности преступлений, совершаемых с использованием почтовой связи. Некоторые приемы, используемые фигурантами
По́чта — термин, используемый для обозначения: почтовых отправлений; учреждений связи, к которым относятся: ответственная почтовая администрация и подчинённые структуры — почтамты, узлы связи, транспортные подразделения и сортировочные пункты, а также почтовые отделения в составе почтамтов и узлов связи; предприятий естественной монополии и почтовых операторов, реализующих услуги перемещения и доставки почтовых отправлений на местном, внутреннем и международном уровнях на основе публичной оферты, разовых или долговременных договоров услуг с потребителями[3].
Слово «почта» происходит от польск. pocsta и итал. posta. Последнее, в свою очередь, возникло от (posta) и позднелатинского posita, которое, вероятнее всего, является сокращением от statio posita in… — остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции
Исторически почта возникла из потребности пересылки между отправителем и получателем сообщений и вещей (товаров, посылок, денег).
Усилиями Генриха фон Стефана и правительства Швейцарии, в первую очередь Эжена Бореля, 15 сентября 1874 года в Берне была созвана международная конференция, вошедшая в историю как I Всемирный почтовый конгресс. В конференции участвовали представители 22 стран, в том числе России. 9 октября 1874 года на этой конференции было принято соглашение под названием «Всеобщий единый почтовый договор», который в 1878 году был переименован во «Всемирную почтовую конвенцию». Одновременно был создан Всеобщий почтовый союз (с 1878 — Всемирный почтовый союз). С тех пор штаб-квартира ВПС находится в Берне.
Конвенция неоднократно изменялась в связи с развитием почтового дела. Последняя редакция была принята в 2008 году на XXIV Конгрессе Всемирного почтового союза в Женеве и вступила в силу с 1 января 2010 года.
______________________________________________________
[3] Материал из Википедии (свободной интернет-энциклопедии).
В России Конвенция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 193.
В конце XX — начале XXI века почтовая связь оставалась самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, радиосвязи, телефонной и электронной связи, почтовая связь сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем, поскольку перемещение материальных объектов (товаров, вещей и прочее) невозможно при использовании электромагнитных видов связи.
Почтовое дело не является видом связи или транспортным предприятием вопреки сложившимся бытовым понятиям. Почта — предприятие, перемещающее почтовые отправления в вещественной форме, что не делает её видом транспорта. Почта — предприятие, использующее различные виды электромагнитной связи для передачи почтовых отправлений; что не делает её видом связи.
Главнейшая особенность почты — естественный монополизм на рынке. Почта предлагает потребителям различные услуги почтовых отправлений на условиях всеобщего обслуживания, подразумевающего единые тарифы и единые правила доступа к услугам почтовых отправлений для всех потребителей (вне зависимости от того, частным или юридическим лицом является потребитель; а также от гражданства, возраста, статуса физического лица).
Доставкой международной почты занимаются «ЕМС Гарант-пост», «DHL», «Express-Post», «FederalExpress (FEDEX)», «TNT», «UPS», «Международный почтамт».
В России почтовые операторы, прежде всего, представлены Ответственной почтовой администрацией (ОПА) в лице "Почты России" и "ЕМС Почты России", которым подчинены структурные подразделения: главные почтамты, губернские почтамты, транспортные службы и сортировочные центры. В свою очередь губернским почтамтам подчинены городские и районные почтамты и узлы связи. Районным почтамтам и узлам связи подчинены почтовые отделения. Таким образом, почта России представляет собой единое предприятие, где особую роль играет ОПА. Дело в том, что почтовая деятельность, представляющая собой производство и реализацию работ, товаров и услуг почтовых отправлений, является лицензируемой. Лицензии обладают свойствами неделимости и непередаваемости, а посему единственным правообладателем ведения почтовой деятельности является ОПА, в свою очередь требуя единства Почты России. Почта России реализует товары, работы и услуги на основании типовых договоров с потребителями. Содержание этих договоров определено в лицензиях на каждый вид услуг почтовых отправлений. Таким образом, потребитель услуги почтового отправления в каждом отдельном случае заключает договор с ОПА, а не с конкретным предприятием почты России.
Система международной почты охватывает практически все страны мира, что позволяет наладить устойчивый, разветвленный наркотрафик, обладающий свойствами стабильности и периодичности. При осуществлении процедуры растаможивания международных курьерских почтовых отправлений, поступающих на территорию России, не требуется непосредственное присутствие декларанта и получателя, информация об отправителе и получателе содержится в адресном (товарном) ярлыке, прикрепленном к упаковке отправления, который одновременно является и формой декларации. Доставка получателю производится согласно адресному ярлыку, в котором указан адрес, фамилия и имя получателя, посылка может быть получена по нотариально заверенной доверенности, составленной от имени получателя, либо лицом при предоставлении курьеру или в офис фирмы документов, удостоверяющих личность доверенного лица.
Грузопоток по линии международной почты чрезвычайно велик, в связи с чем таможенный досмотр данной категории товаров значительно упрощен и часто носит формальный характер; выпуск товаров в свободное обращение осуществляется сразу после окончания таможенного досмотра, после чего дальнейшая доставка производится курьерами фирмы, занимающихся доставкой международных почтовых отправлений, доставка по стране может производиться по средствам внутренней почты[4].
Лица, организующие незаконные поставки и сбыт наркотиков, используют почтовые каналы связи по нескольким причинам.
Во-первых, из-за невозможности доказывания преступного умысла получателя обычными (традиционными) способами.
Во-вторых, из-за практически полной анонимности отправителя.
В-третьих, из-за отсутствия непосредственного контакта между участниками группы и, как правило, их значительной удаленности друг от друга. В случае же нахождения отправителя и получателя в разных государствах они попадают под разные юрисдикции, что многократно усложняет расследование.
В-четвертых, из-за возможности отслеживать этапы прохождения отправления по Интернету (такая услуга предлагается многими курьерскими компаниями).
В целях легендирования своей преступной деятельности и во избежание уголовной ответственности фигуранты применяют различные приемы. На некоторых из них, встречавшихся в практике, хотелось бы остановиться[5], это:
1) камуфлирование наркотиков под различные предметы, сокрытие в тайниках, химическая обработка. Они намеренно объединены в одну группу, так как часто применяются в комплексе. Известны случаи сокрытия наркотиков в двойных стенках кейса, в толстом гофрированном картоне, из которого были изготовлены коробки, в обложках ежедневников (с применением химической обработки), в полых пуговицах, в выдолбленных полостях седел для верховой езды, во флаконах под видом соли для ванн, в упаковках от конфет, в видеокассетах и коробках от компакт-дисков, в видеомагнитофоне, в деревянной маске, в различных жидкостях (раствор) и др. Достоверно известно, что существуют специальные фабрики, которые изготовляют камуфляж для наркотиков, а также талантливые химики, видоизменяющие наркотики до неузнаваемости с целью пересылки и последующего восстановления;
2) использование подставных лиц, зачастую не осведомленных о характере пересылаемого груза. Фигуранты под различными предлогами (потеря паспорта, ревнивая жена, отсутствие постоянного места жительства и др.) обращаются к своим знакомым с просьбой получить на свои имя и адрес посылку и затем передать ее реальным получателям;
3) использование нескольких "прослоек". Между лицом, непосредственно получившим посылку, и конечным получателем есть несколько посредников, хотя и осведомленных о незаконном характере содержимого, но не вскрывающих посылку и передающих ее друг другу зачастую бесконтактным способом (например, через квартиру, ключи от которой имеются у двоих фигурантов). Понятно, что не вскрывающие посылку лица, с их точки зрения, практически недосягаемы для привлечения к уголовной ответственности;
4) использование так называемых "ям", то есть мест, где невскрытая посылка находится длительное время (снимаемая квартира, частный дом, гараж и т.п.), в ходе которого фигурантами предпринимаются различные проверочные действия. Данный метод достаточно эффективен, так как задействование значительных сил и средств правоохранительными органами в течение длительного времени крайне затруднительно. Сюда же можно отнести частую смену мест хранения наркотиков, так как при перемещении посылки контроль за ней может быть утрачен по стечению обстоятельств;
5) изменение адреса доставки посылки (допускается в некоторых компаниях по телефону) - обстоятельство, сильно осложняющее проведение мероприятий и иногда сводящее на нет все предварительные усилия (установку техники и др.);
6) вышеупомянутая бесконтактная передача, когда крайне затрудняется наблюдение за перемещением наркотиков. Помимо квартир могут использоваться условленные места;
7) использование в качестве адреса доставки малонаселенных пунктов либо почтовых отделений, там расположенных. Негласная работа правоохранительных органов в таких местах многократно осложнена, а иногда и невозможна без высокого риска расшифровки.
Кроме того, к таким приемам можно отнести: частую смену номеров телефонов, использование поддельных документов, практически неконтролируемых и не выявляемых каналов связи (например, IP-телефонии, интернет-форумы, Скайп, Джабер и др.), ведение переговоров на этнических языках (для определенных групп фигурантов). Перечень таких приемов все время расширяется, так как осведомленность преступников о методах работы правоохранительных органов по различным причинам постоянно растет.
____________________________________________________
[4] Числов С.В. Опыт расследования контрабандных поставок кокаина, сокрытого в тайниках международных почтовых отправлений // Информационный бюллетень СК при МВД России. № 2. М. 2004.
[5] Шипилов К. В. Указ. соч.
Глава 2. Организация проведения контролируемой поставки почтовых отправлений
§ 1. Правовая основа проведения контролируемой поставки наркотиков
Основным, применяемым правоохранительными органами для документирования фактов распространения наркотиков через возможности почтовой связи мероприятием является контролируемая поставка.
Проведение контролируемой поставки, в том числе на территории нескольких государств, регламентировано еще в 1988 году на международном уровне Конвенцией о борьбе незаконным оборотом наркотических средств. Так, контролируемая поставка" означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ, веществ, включенных в Таблицу I или Таблицу II, которые содержатся в приложении к настоящей Конвенции, или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящей Конвенции.
Впервые контролируемая поставка разработана в Интерполе как международная система скрытого полицейского контроля за путями следования контрабандных грузов, связанных с наркотиками. Причиной этому стал значительный рост в 70-х годах контрабанды наркотиков. Статистика показывает, что в 1970 г. Интерполом зарегистрировано 4460 таких преступлений, в 1978 г. – 21088. Впервые в законодательстве России использование метода контролируемой поставки закреплено в таможенном кодексе в 1993 году.
В целях развития и совершенствования договорной правовой базы сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотиков заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений с более чем шестьюдесятью государствами мира.
Несколько слов об используемой нормативной правовой базе, касающейся проводимых мероприятий, это:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических
средствах и психотропных веществах";
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»;
- Уголовный кодекс РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.);
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, приняты Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 N 17);
- Федеральный закон от 27 декабря 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Кроме того, к этому ряду относятся конвенции ООН, касающиеся наркотических средств и психотропных веществ, межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере незаконного оборота наркотиков и межведомственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью. Например, Конвенция о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (ст. 11 - Контролируемые поставки, ст. 19 – Использование почтовых отправлений) или Соглашение о почтовых посылках от 14 сентября 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими от 25 апреля 1996 г., Соглашение об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности ФСКН и МВД РФ от 23 декабря 2008 г.
К специфическим нормативным правовым актам следует отнести:
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. № 671 "Об утверждении Положения об изъятии или о замене перемещаемых через таможенную границу Федерации товаров при осуществлении контролируемой поставки", регламентирующее возможность замены наркотиков;
- постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи»;
- постановление Правительства РФ от 01 октября 2012 г. N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";
- инструкцию о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную совместным приказом приказ МВД РФ/ФСБ РФ/ФСО РФ/ФТС /СВР РФ/ФСИН РФ/ФСКН России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд";
- приказ МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 г. N 840/ 320/ 388/ 472/ 726/ 530/ 585 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения»;
- приказ Федеральной таможенной службы и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 17 августа 2010 г. № 1532/108 «Об определении перечня мест международного почтового обмена на территории Российской Федерации»;
- ведомственные приказы, регламентирующие тактику оперативно-розыскной деятельности.