Re: Алкоголиз, или все мы пьем.
Что такое запой, знают, наверное, все – это многодневный период непрерывного пьянства. Ну, а почему он возникает, знают, наверное, немногие.
Происхождение запоя связано не только и не столько с тем, что алкоголику «хочется пить». Ему, действительно, «хочется», но это его желание также имеет свои причины.
Во-первых, сразу отметим, что состояние запоя возникает только во второй или средней стадии алкоголизма, т.е. в разгар болезни. Причем само слово «запой» самым недвусмысленным образом указывает на это. В начальной стадии или у ранее непьющих запоев практически не бывает, поскольку они в любой момент могут остановиться и не пить дальше. Бывают, разумеется, случаи запоев у практически здоровых людей, но они имеют не «алкогольную», а психонервную природу – в результате сильнейшего стресса, потрясения, непреодолимой душевной скорби: смерть близкого родственника, потеря имущества и сбережений, смертельная болезнь и т.д.
В психиатрии различают также «истинные запои» и «псевдозапои». Первые, называемые «истинными» бывают только у больных, страдающих маниакально-депрессивным психозом (МДП), и возникают без внешнего повода. Особенность истинного запоя в том, что там имеются преимущественно внутренние причины – при МДП возникают беспричинные периоды повышенного настроения (мании), которые могут сменяться периодами снижения настроения или депрессии. Больные могут безудержно пить в любой из этих периодов – при депрессии (или иначе – меланхолии), чтобы заглушить тоску, а в период мании – у них появляется просто страсть к безудержному веселью и соответствующие винные и спиртовые возлияния. Следует добавить, что, несмотря на многодневное и безудержное пьянство, у больных МДП признаков алкоголизма, как правило, не возникает, и вне приступов они остаются быть обычными, умеренно, в меру выпивающими людьми, знающими время и место выпивки, а также имеющие контроль дозы и качества выпиваемого.
При запоях у истинных алкоголиков ничего этого нет, поскольку безудержное пьянство вызвано у них совсем другими причинами. Мало того, что в разгар запоя у алкоголиков полностью нарушен контроль дозы, – они могут пить все, «что горит» и прибегают к опасным спиртсодержащим суррогатам, если не находят водки. Причем они могут пить не только дома, но и в любом, самом неподходящем месте и без всякого внешнего повода.
Причина запоя у алкоголиков заключается не в том, что они его планируют или ждут. Напротив, они могут надеяться, что эта рюмка последняя, и назавтра они откажутся от выпивки. Однако наутро после пьянки у них развивается сильнейшее похмелье, которое отчасти гасится только небольшими дозами алкоголя. Однако и опохмеление действует недолго: после него требуется новое опохмеление и т.д., пока к вечеру больной не напьется до положения риз, а наутро все начинается сначала.
Однако и запой имеет свой конец. Обычно он обрывается по нескольким причинам:
1) попадание в медвытрезвитель или в милицию;
2) госпитализация в наркологическую больницу;
3) обострение или появление какого-либо другого заболевания, требующего неотложной помощи;
4) отсутствие денег или выпивки, также как и уговоры родственников являются самой слабой причиной остановки запоя, поскольку алкоголики находят выпивку в любом случае, а на урезонивание или иногда угрозы родных не обращают внимания…
В период Великой отечественной войны, как известно, практиковались так называемые фронтовые «сто граммов», которые давались перед атакой, в качестве поощрения, а также иногда во время приема пищи. Алкоголь в малых дозах, действительно, притуплял страх, что немаловажно во время боевых действий. Подобный прием алкоголя и в тех же случаях практиковался и в фашистской армии…
Надо сказать, что в ряды тогдашней Красной Армии мобилизовали и алкоголиков, не глядя на диагноз, и им наряду с остальными давали пресловутые «сто граммов», но это не приводило у них к запою. В чем тут дело? – Дело в том, что сильное опьянение с неспособностью держать в руках оружие перед атакой и в другие ответственные моменты приравнивалось к дезертирству, а с дезертирами тогда расправлялись очень круто. Поэтому даже хронические алкоголики, зная обо всем этом, находили силы, чтобы держать себя в руках. Сейчас же, в мирное время ничего этого нет (и будем надеяться, что не будет), а сами алкоголики чувствую себя вполне вольготно…
Безнаказанность, отсутствие сдерживающих причин, чтобы быть трезвым – это другой фактор продолжения пьянства. Наконец, имеется и третий фактор – это отсутствие жизненных перспектив и целей, отсутствие семьи, работы, жилья, постоянно гнетущий фон настроения. Все это и в немалой степени имеется у современных бомжей, среди которых вообще не бывает трезвенников.(с) Аркадий В.