Дэвид Натт: «Истерия вокруг наркотиков отвлекает вас от проблемы алкоголя»

интересное Дэвид Натт: «Истерия вокруг наркотиков отвлекает вас от проблемы алкоголя»

Дэвид Натт – профессор нейропсихофармакологии из Имперского колледжа Лондона и основатель независимого научного комитета по наркотикам DrugScience.

Ведущий британский психиатр и нарколог – о последствиях запретительного законодательства вообще и о новом российском антинаркотическом законе в частности

Еще в марте Государственная дума приняла в первом чтении проект нового антинаркотического закона. Сейчас его рассматривает профильный комитет, осенью состоится второе чтение, и, если законопроект не претерпит серьезных изменений, в скором времени в России нельзя будет говорить и писать про наркотики вовсе либо нельзя будет «формировать позитивное отношение к их немедицинскому применению». Slon обсудил – пока еще можно – этот законопроект с одним из главных мировых экспертов по наркологии, профессором Имперского колледжа Лондона Дэвидом Наттом.

Дэвид Натт – британский психиатр и нейропсихофармаколог, особенно прославившийся после того, как его уволили с поста главного советника британского правительства. Поводом послужила колонка Натта в медицинском издании Journal of Psychopharmacology, в которой среди прочего он утверждал, что экстази не более опасно, чем конный спорт.
Из пяти самых опасных веществ два – табак и алкоголь – абсолютно легальны, причем по многим параметрам алкоголь находится на первом месте и значительно опережает героин!!!

Многие заявления Натта действительно кажутся радикальными вне контекста. Например, он предлагал вместо алкоголя употреблять особое успокоительное вроде валиума. Но главная идея Натта вполне рациональна: привести законодательство в соответствие с реальным вредом разных веществ. В 2010 году он сформулировал 16 критериев оценки вреда психоактивных препаратов (смертность от передозировки, деградация целых городских районов и т.д.) и составил сравнительную таблицу. Из этой таблицы выходило, что из пяти самых опасных веществ два – табак и алкоголь – абсолютно легальны, причем по многим параметрам алкоголь находится на первом месте и значительно опережает героин.

Знаменитая колонка про эквази (от equestrian – наездник и ecstasy), вышедшая в 2009 году, просто развила тему рационального подхода к измерению вреда от наркотиков, которую Натт поднял в другом научном журнале, Lancet, в 2007 году. Однако лейбористское правительство Британии пришло в такую ярость от (статистически безупречного) предположения, что клубная таблетка убивает в год меньше народу, чем национальный спорт, что Натта немедленно уволили по личному распоряжению министра внутренних дел Алана Джонсона.

После увольнения Натт продолжил преподавать медицину в Имперском колледже Лондона, образовал собственную независимую научную комиссию по изучению наркотиков (Independent Scientific Committee on Drugs), написал научно-популярную книгу «Наркотики без глупой болтовни» (Drugs Without the Hot Air, 2012, Cambridge Press) и активно выступает за пересмотр наркотического законодательства Британии для облегчения работы ученых.

– Доктор Натт, я вам вкратце опишу ситуацию, чтобы вы понимали контекст нашей беседы. Во-первых, российский парламент готовится рассмотреть законопроект, который запрещает – я стараюсь перевести для вас максимально близко к русскому тексту законопроекта – «распространение информации, направленной на формирование в сознании людей позитивного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ».
– Наркотиков, но не алкоголя, разумеется?
– Нет, про алкоголь там ни слова. Но первая редакция законопроекта была гораздо жестче – там хотели, по сути, запретить говорить о любых наркотиках вообще.
– Невероятно. Вам же нужна свобода слова, работающая Конституция, что-нибудь вроде Первой поправки. Это какой-то немыслимо драконовский закон. Даже Сталину такой бы в голову не пришел.
– При Сталине действительно статьи за пропаганду наркотиков не было. Кроме того, по России сейчас прокатилась волна самоубийств среди раковых больных. Сильные наркотические обезболивающие слишком труднодоступны, многие больные не могут их получить, мне лично известно несколько случаев, когда родственникам таких больных приходилось покупать опиаты на черном рынке.
– Разумеется, а чего вы ожидали. Боль же нужно как-то снимать. Это, конечно, очень печально. Вы катитесь куда-то в третий мир. Это, правда, не только в России происходит – в США запретили наркотики, которые еще даже не появились. Запретительная политика по отношению к наркотикам ужасающим образом действует прежде всего на науку. Запрет любого наркотика ведет к фактической остановке научных исследований с его участием, в результате страдают люди с тяжелыми заболеваниями, которые лишены доступа к новым лекарствам. Вообще-то я как раз недавно именно про это статью написал, можете на нее сослаться.
***
Дэвид Натт канешн крайне примечательный персонаж. Вот гляньте пару роликов с ним



А однажды он добился разрешения на то, чтобы легально скормить «кислоту» 20 студентам, что вызвало бурю возмущения у общественности. И ещё больший скандал случился с ним когда Дэвид заявил, что экстази по своим последствиям не опаснее прогулки на лошади, после чего тут же вылетел с занимаемого места.
После историй с ЛСД и экстази, неукротимый профессор нейропсихофармокологии решил взяться за алкоголь. В этой сфере тоже не обошлось без скандальных революций. Дэвид Натт заявлял, что изобрел вещь, которая сделает так, что лет через 20 вам будет почти невозможно достать бутылку пива, а через 50 даже последний каннибал Новой Гвинеи забросит свою брагу из тапиока.
Если верить профессору, он разработал вещество, которое в плане эффектов полностью идентично алкоголю. Человек точно так же испытывает опьянение, расслабление и все эффекты этанола, кроме негативных. Проще говоря, это как водка без похмелья, джин без стыда, виски без головной боли и пиво без утреннего поноса.
Профессор не раскрывает состав Алкосинта, хотя упоминал о том, что одной из нескольких составляющих является производное от бензодиазепинов, то есть седативы. Таким образом, его синтетическое бухло — это что-то вроде алко-Сойлента, суррогата из множества компонентов, который, по идее, способен заменить любую еду. Алкосинт состоит из разных веществ с разным действием, которые в смеси оказываются неотличимы от алкоголя по действию.
Одно из самых фантастических заявлений Дэвида Натта — это то, что эффект Алкосинта настолько гибок, что его можно полностью отключить, просто приняв антидот. То есть можно накидаться как матрос на побывке, а уже через полчаса совершенно трезвым ехать домой за рулем машины (или что там будет на трассах 2050 года).

но врядли это случится - кто ж ему даст разрушить алкогольную промышленность.....

Натт призвал правительство Великобритании помочь в финансировании своего предприятия, заявив, что легализация таких веществ, как его чудо-таблетки, улучшит здоровье нации и что правительство должно попытаться привлечь инвесторов.
Это не первый случай, когда Натт вступает в конфронтацию с правительством. Его уволили с должности в Консультативном совете по вопросам злоупотребления наркотиками после того, как он выразил обеспокоенность по поводу антинаркотической политики правительства и нежелания исследовать их воздействие. В 2013 году благодаря своей откровенности он выиграл премию Джона Мэддокса. Она присуждается тем, кто защищает науку, несмотря на все возникающие трудности.
Натт хотел вывести свой препарат на рынок, но оказалось, что из-за возможных государственных ограничений инвесторы не горят желанием его поддержать. Он нисколько этому не удивился, но продолжает убеждать людей, что такая имитация алкоголя и наркотиков принесет медицине пользу. Ведь она может помочь в борьбе с алкоголизмом и наркоманией и понизить смертность от них.
Автор
argentina
Просмотры
11,220
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок
Сверху Снизу